Одной из целей создания педагогической лаборатории является формирование у учащихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.
Профессии педагогической направленности очень востребованы в настоящее время. Спектр педагогической деятельности очень широк – это и учитель, как в государственной общеобразовательной, так и в частной, авторской школе; и управленец-менеджер, и педагог-воспитатель, и психолог, и преподаватель техникума или вуза. В современных быстроменяющихся условиях профессиональному сообществу нужен «новый» учитель, творческая индивидуальность которого должна проявиться в стремлении создавать нечто новое, способного к изменению самого себя, готового к совместному поиску, к сотрудничеству. Выбор в пользу педагогической деятельности не может быть случайным, это осознанный и высоко мотивированный выбор. А для этого ребята уже в школе должны представить себе, что это за профессия и какие требования предъявляются к современному педагогу обществом, «примерить» на себя деятельность педагога.
1. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1–4 КЛАСС. ПРОПЕДЕВТИКА. Результаты: знакомство с педагогическими профессиями, формирование у младшего школьника уважительного отношения к педагогам.
2. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5–9 КЛАСС. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Результаты: развитие интереса к педагогической профессии, приобретение первоначальных общих представлений, необходимых для их осознанного выбора профессии педагога. Формирование умений организации педагогической деятельности в коллективе сверстников и обучающихся 1-4 классов через профессиональные пробы, под руководством наставников.
3. СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 10–11 КЛАСС. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. Результаты: формирование умения соотносить свои индивидуальные особенности (коммуникативные, организаторские, творческие) с требованиями, предъявляемыми к профессии педагога.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты | Индикаторы |
Повысится качество образования в различных предметных областях знаний. | Положительная динамика по результатам ОГЭ и ЕГЭ |
Повысится уровень учебной мотивации в изучении предметов, интерес учащихся к работе в образовательных организациях как к реальной перспективе собственного профессионального образования в будущем. | Увеличение количества учащихся, принимающих участие в проектно-исследовательской работе и практико-ориентированных мероприятиях педагогической направленности. |
Развит интерес к педагогической профессии, появились первоначальные общие представления, необходимые для осознанного выбора профессии педагога. | Увеличение числа учащихся, поступающих в профессиональные образовательные организации по педагогическим специальностям. |
В рамках дополнительного образования создание групп учащихся по интересам, в контексте педагогической направленности | Увеличение числа учащихся, занятых в кружках педагогической направленности.
Сформировано адекватное представление о возможностях работы в выбранной области. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главная задача педагога не просто вооружить учащихся прочными знаниями, помочь им подготовиться к вступительным экзаменам, но и сформировать у них организаторские и коммуникативные компетенции, необходимые для оптимального социального становления, а в дальнейшем и построения успешной профессиональной карьеры.
Педагогическая профессия в настоящее время не является самой престижной, но остается одной из самых важных, так как она способствует формированию будущего поколения. Центральным «элементом» в подготовке учащихся к педагогической профессии является личность самого педагога. Педагог является представителем данной профессии, и от того, как он относится к своей профессии, насколько он увлечен ею, как он относится к своим ученикам, насколько он интересен как личность, во многом будет зависеть интерес учащихся к педагогической профессии.
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
Педагогические пробы направлены на включение учащихся в процесс педагогического взаимодействия, определение ими своих возможностей, склонностей к педагогической профессии, формированию мотивации к получению данной профессии. Во время проведения педагогических проб учащиеся включаются в процесс педагогического взаимодействия, что способствует формированию первоначальных профессиональных умений, мотивации педагогической деятельности, профессионального самоопределения.
В гимназии разработаны и реализуются программы:
1-4 класс: Психологическая азбука, Мир профессий.
5-9 класс: Юный_педагог, Школа лидеров, WorldSkills юниоры
10-11 классы: JuniorSkills- моя первая ступенька к профессиональному мастерству.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ
Для обеспечения реализации потребностей в педагогическом направлении очень важно найти партнеров из профессиональных образовательных организаций или использовать ресурсы предприятий.
Мы используем возможности профессиональных организаций:
2023-2024 учебный год
Образовательная организация | Программа | Класс |
Омский государственный педагогический университет | Проект «Пед?Класс!» | 7-11 |
2022-2023 учебный год
Образовательная организация | Программа | Класс |
Омский государственный педагогический университет | Проект «Пед?Класс!» | 7-11 |
КАЛЕНДАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ
Индикаторы проекта | Количественные результаты | ||
2019 год | 2020 год | 2021 год | |
Количество школьников, поучаствовавших в профессиональных пробах: | 39 | 12 | |
— в том числе в рамках деловой программы чемпионата WSR; | |||
Количество программ внеурочной деятельности на основе профессиональных проб | 7 | ||
Количество школьников, обучающихся по программам внеурочной деятельности на основе профессиональных проб | |||
Количество школьников, принявших участие в чемпионатах WorldSkillsJunior | |||
Занятия на базе Омского государственного педагогического университета. Проект «Пед?Класс!» | 12 | 12 | |
Акция «Школа в школе» | 27 |
Участие учащихся гимназии в онлайн мероприятияхTry-a-skill в рамках фестиваля профессий «Билет в будущее»
Профессиональные пробы педагогической лаборатории проводятся в рамках проекта
«Будущий учитель-учитель будущего»
Наша гимназия совместно с Министерством образования Омской области и «Институтом развития образования Омской области» участвует в реализации регионального подпроекта «Будущий учитель- учитель будущего».
Проект посвящён созданию условий для профессионального самоопределения школьников по педагогическим специальностям для работы в сфере современного образования как высокотехнологической и наукоемкой отрасли, для качественного воспроизведения молодых кадров для сферы образования посредством ведения профориентационной работы со школьниками профессиональными педагогическими сообществами.
Основными участниками проекта являются обучающиеся общеобразовательных организаций, мотивированные на осуществление педагогической деятельности в будущем, заинтересованные на поступление в учебные заведения профессионального образования на педагогические специальности, а также обучающиеся, выражающие осознанное устойчивое желание участвовать в педагогической деятельности.
Цель: Создание условий для привлечения в сферу образования педагогически замотивированных выпускников ОУ посредством внедрения системы профориентационной работы со школьниками педагогическими сообществами, повышение престижа педагогической профессии.
Задачи:
1. Выявление педагогически ориентированных обучающихся в гимназии.
2. Создать систему взаимодействия учителя-наставника и обучающихся, ориентированных на педагогическую профессию.
3. Разработать и реализовать совместно с обучающимся проект педагогической направленности.