Художественно-эстетическое образование — важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
Художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия, который формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов личности.
Процесс эстетического воспитания носит социальный характер. Именно через искусство происходит, в основном, передача духовного опыта человечества, эмоционально-ценностного отношения к жизни, способствующего восстановлению связей между поколениями. Важная роль эстетического воспитания — создание и поддержка гармонии духовного мира личности.
Необходимостью организации лаборатории художественно-эстетического направления в гимназии являются условия:
— развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
— воспитание и развитие художественного вкуса воспитанников, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
— освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
— овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
— формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
В составе лаборатории условно выделены четыре образовательных пространства:
1. Художественное. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
2. Музыкальное. Введено для формирования исполнительской культуры учащихся; развития музыкальных способностей школьников.
3. Хореографическое. Приобщение учащихся к искусству танца: развитие музыкального слуха, чувства ритма, координации движений, образного мышления, чувства художественного вкуса. Ребенок научится передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений. На занятиях гармония трех начал: физического, личностного и интеллектуального.
4. Литературное творчество. Эстетического воздействия литературы состоит в большом богатстве идей и значений образов, в более глубинном проникновении в действительность и в более широкой связи с духовными и социальными проблемами времени. В лучших литературно-художественных произведениях сосредоточен богатейший нравственно-эстетический опыт, который стать достоянием читателя, поскольку он подготовлен предыдущим развитием к творческому восприятию литературы и искусства.
1. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1–4 КЛАСС. ПРОПЕДЕВТИКА. Результаты: развитие духовного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора; умения видеть культуру в себе и себя в культуре.
2. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5–9 КЛАСС. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Результаты: заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию; сформированы способности к восприятию и пониманию эстетических ценностей будущей профессиональной деятельности, развитие эстетического вкуса, например, через деловые игры. Оно связано с восприятием и осмыслением детьми прекрасного и оригинального в действительности, удовольствием, эстетическим творчеством в познавательной деятельности.
3. СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 10–11 КЛАСС. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. Результаты: умение использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования личности ребенка, самореализации его творческих способностей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты | Индикаторы |
Повысится уровень учебной мотивации в изучении предметов художественно-эстетического цикла, конструирования и проектирования с выходом на творческую и практическую составляющую | Увеличение количества учащихся, принимающих участие в творческой работе |
Сформирован устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности. | Увеличение числа проектных и творческих работ учащихся. Рост числа участников творческих конкурсов и олимпиад |
В рамках дополнительного образования создание групп учащихся по интересам, в контексте художественно-эстетического направления | Увеличение числа учащихся, занятых в кружках творческой направленности.
Сформировано адекватное представление о возможностях работы в выбранной области. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека. Изобразительное искусство, прикладное творчество, хоровое пение, танцы, сочинение песен, стихов, рассказов знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, строит свои взаимоотношения с людьми. В образовании это длительный процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, жить и творить «по законам красоты».
Развитие эстетического вкуса ребенка происходит на уроках и в рамках занятий по программам дополнительного образования в Центре современного танца и Вокальной студии гимназии.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Он вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Особое внимание в воспитательных внеклассных мероприятиях уделено экскурсиям, посещению музеев и театров. Это имеет большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка.
С помощью экскурсий формируется и развивается система ценностей ребенка в тот момент, когда она находится в процессе становления. Цель экскурсии и посещение музеев – это расширение культурного кругозора, воспитание в духе патриотизма, высокой морали. Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребенка.
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
В гимназии разработаны и реализуются программы:
1-4 класс: «Арт-терапия», Оригами, Лепка, Мы раскрасим целый свет, «Золотые руки»
5-9 класс: Добро-труд, Лепка, Цвет и свет, Мастерская праздника, Актерское мастерство
10-11 классы: Мировая художественная культура, «Web- дизайн и разработка»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ
Для обеспечения реализации потребностей в художественно-эстетическом направлении очень важно найти партнеров из профессиональных образовательных организаций или использовать ресурсы предприятий.
Мы используем возможности профессиональных организаций:
2021 год
Образовательная организация | Программа | Класс |
Высшая школа народных искусств |
Тематические встречи с преподавателями и студентами. Профессиональные пробы |
8-11 |
Омский технический университет (2 раза в месяц) | Кулинарный кружок «Радуга вкуса» | 9-11 |
Омский технический университет (2 раза в месяц) | Линейно-конструктивный рисунок | 9-11 |
2020 год
Образовательная организация | Программа | Класс |
Высшая школа народных искусств |
Тематические встречи с преподавателями и студентами. Профессиональные пробы |
8-11 |
Омский технический университет (2 раза в месяц) | Линейно-конструктивный рисунок | 9-11 |
— Соглашение о сотрудничестве с отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
КАЛЕНДАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ
Индикаторы проекта | Количественные результаты | |||
2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | |
Количество школьников, поучаствовавших в профессиональных пробах: | ||||
Количество программ внеурочной деятельности на основе профессиональных проб | 11 | 12 | 7 | 7 |
Количество школьников, обучающихся по программам внеурочной деятельности на основе профессиональных проб | 257 | 259 | 198 | 201 |
Еженедельные занятия на базе Омского технического университета: | ||||
— Линейно-конструктивный рисунок (учащиеся 9-11 классов) | 6 | 5 |
— Участие учащихся гимназии в онлайн мероприятияхTry-a-skill в рамках фестиваля профессий «Билет в будущее» в 2020 году
2023 год
— Областной конкурс «Гимн чести, мужеству и славе»
2022 год
— Конкурс логотипов для школьного телевидения «Гимназия ТВ»
— К международному дню художника учащиеся 5 классов нашей гимназии приготовили выставку «Русская красавица»
2021 год:
— Региональный конкурс детского рисунка «Семья, любовь и верность»
— 15 октября 2021 года ребята гимназии провели осенние посиделки «Здравствуй батюшка Покров!»
2020 год:
3 марта 2020 года учащиеся 3-1 класса посетили кафе «Монплезир» и попробовали себя в роли кондитеров. Под руководством шеф-повара ребята приготовили десерт тирамису.
— учащиеся 1-1 класса под руководством опытных специалистов Омского театра «Арлекин» изготовили куклы и инсценировали сказку «Колобок» Подробнее по ссылке https://drive.google.com/file/d/1dOwS8OMpDMY7mENjo4H3vr4ne9yI2ZZ3/view?usp=sharing