Необходимостью организации лаборатории естественно-научного направления в гимназии являются условия:
− получение необходимых знаний и навыков для продолжения обучения и начала профессиональной деятельности в области биологии, химии, географии;
− создание условий для осознанного выбора дальнейшей образовательной и профессиональной траектории, реалистичного представления о профессиональной деятельности в областях, связанных с выбранными науками;
− приобретение компетенций (исследовательская, проектная, ответственность, специфические компетенции направления).
— использование возможностей профессиональных образовательных организаций, имеющих высокотехнологичное оборудование и опыт организации профессиональных проб.
В составе лаборатории условно выделены три образовательных пространства:
1. Биологическое. Для учащихся, планирующих заниматься биологическими исследованиями, а также биотехнологией, медицинской биохимией, биоинформатикой.
2. Химическое. Для будущих исследователей-химиков и практиков в области химической технологии и создания материалов.
3. Географическое. Для будущих исследователей-географов, в первую очередь работающих в области глобальных изменений природной среды и климата, а также практиков в таких областях, как экологический аудит и консультирование, создание геоинформационных систем.
Естественно-научное образование в гимназии предполагает увеличение числа часов для углублённого изучения предметов химия, биология на уровне среднего общего образования. На всех уровнях общего образования с 1 по 11 класс расширение практического содержания программ внеурочной деятельности на основе профпроб для развития навыков исследовательской деятельности, отвечающих потребностям учащегося для осознанного выбора профессии в будущем.
1. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1–4 КЛАСС. ПРОПЕДЕВТИКА. Результаты: развитие у младшего школьника опыта общения с природой, умения наблюдать и исследовать явления окружающего мира с помощью простых инструментов сбора и обработки данных, формированиебазовых навыков работы с материалами, знакомство с принципами проектной деятельности.
2. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5–9 КЛАСС. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Результаты: приобретение опыта применения физических, химических, биологических методов исследования объектов и явлений природы, базовые умения планировать работу, конструировать и моделировать. Возможность получить базовые навыки практической деятельности, связанной с выбранным профилем обучения. В химии и биологии основой как для исследовательской работы, так и для работы в соответствующих практических областях являются методы, с которыми учащиеся смогут познакомиться в рамках практикумов в гимназии и организациях дополнительного образования. О практической базе для исследований в области глобальной географии и геоинформационных технологий учащиеся получат представление в рамках занятий внеурочной деятельности в гимназии и занятиях кружков, организованных профильными ВУЗами.
3. СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 10–11 КЛАСС. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. Результаты: получение дополнительных компетенций, связанных с работой в естественнонаучных областях: работа с научными текстами и основы статистической обработки экспериментальных данных; развитие исследовательских и проектных компетенций в связи с проведением исследовательской проектной работы, а также при изучении предметов основного учебного плана (решение творческих задач («кейсов») по биологии, химии и географии, использование принципа исследовательского обучения в углублённом курсе химии, биологии).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты | Индикаторы |
Повысится качество образования в предметных областях: математика, химия, биология, физика, информатика | Положительная динамика по результатам ОГЭ и ЕГЭ |
Повысится уровень учебной мотивации в изучении предметов естественно-научного цикла, информационных технологий, конструирования и проектирования с выходом на научно-исследовательскую и научно-практическую составляющую | Увеличение количества учащихся, принимающих участие в проектно-исследовательской работе |
Повысится уровень развития у школьников навыков практического решения актуальных естественно-научных задач и работы с современным лабораторным оборудованием в условиях высокотехнологичного мегаполиса, развитие способности самостоятельно применять знания при решении различных задач, умение организовать работу и довести её до результата | Увеличение числа проектных и исследовательских работ учащихся. Рост числа участников естественно-научных конкурсов и соревнований |
В рамках дополнительного образования создание групп учащихся по интересам, в контексте естественно-научного профиля | Увеличение числа учащихся, занятых в кружках естественно-научной направленности
Сформировано адекватное представление о возможностях работы в выбранной области. |
Профессии, связанные с химией
Профессии, связанные с биологией
Профессии, связанные с географией
Профессии, связанные с физикой
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование естественно-научных компетенций строится на следующих принципах: углубленного изучения предметов – этот принцип позволяет организовать углубленное изучение учебных предметов естественно-научной направленности (математика, информатика, физика (включая астрономию), химия и биология) средствами профильной подготовки, в итоге обеспечивающее достаточный уровень естественно-научной и технологической подготовки выпускников гимназии.
Разработан и реализуется Учебный план среднего общего образования естественно-научного профиля на 2023-2024 учебный год
Разработан и реализуется Учебный план среднего общего образования естественно-научного профиля на 2022-2023 учебный год
Разработан Учебный план среднего общего образования для 10-11 классов на 2021-2022 учебный год.
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
В гимназии разработаны и реализуются программы:
1-4 классы: Мой край, Я — Омич
5-9 классы: Лабораторный химический анализ, Оказание первой медицинской помощи, Химия вокруг нас, Геодезия, Основы медицинских знаний, Химия в задачах и упражнениях, Азбука качества
10-11 классы: Актуальные вопросы современной биологии, Решение физических задач повышенной сложности, Специальный английский язык
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ
Для обеспечения реализации потребностей в естественно-научном направлении очень важно найти партнеров из профессиональных образовательных организаций или использовать ресурсы предприятий.
Мы используем возможности профессиональных организаций:
2023-2024 учебный год
Образовательная организация | Программа | Класс |
Омский государственный аграрный университет. Кафедра ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства и гигиены сельскохозяйственных животных факультета ветеринарной медицины (четверг) | Кружок «Экология, гигиена и ветеринарно-санитарная экспертиза» | 5-3 |
Детский областной технопарк «Кванториум» (пятница) | Биоквантум | 8- 10 |
2022-2023 учебный год
Образовательная организация | Программа | Класс |
Омский государственный аграрный университет. Кафедра ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства и гигиены сельскохозяйственных животных факультета ветеринарной медицины. | Кружок «Экология, гигиена и ветеринарно-санитарная экспертиза» | 5 |
Омский государственный аграрный университет. Кафедра товароведения, стандартизации и управления качеством факультета зоотехники, товароведения, стандартизации и управления качеством. | Кружок «Азбука качества» | 5 |
Детский областной технопарк «Кванториум» (1 группа – четверг, 2 группа — пятница) | Биоквантум | 8- 10 |
Омский технический университет (2 раза в месяц в понедельник) | Нефтяник | 7 |
Омский областной медицинский колледж (2 раза в месяц) | Практические занятия на базе колледжа | 9 |
— Подписан договор о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с БУОО ДО «Омская областная станция юных техников» (Детский областной технопарк «Кванториум»)
КАЛЕНДАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ
Индикаторы проекта | Количественные результаты | ||
2021 год | 2022 год | 2023 год | |
Количество школьников, поучаствовавших в профессиональных пробах: | 29 | 93 | 124 |
Количество программ внеурочной деятельности на основе профессиональных проб | 6 | 6 | 6 |
Количество школьников, обучающихся по программам внеурочной деятельности на основе профессиональных проб | 62 | 54 | 61 |
Количество школьников, принявших участие в чемпионатах WorldSkillsJunior | |||
— Лабораторный химический анализ | 1 | ||
Еженедельные занятия на базе Детского технопарка «Кванториум»: — «Биоквантум» (учащиеся 8-10 классов) | 24 | 26 | 18 |
Занятия на базе Омского государственного аграрного университета. Кафедра ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства и гигиены сельскохозяйственных животных факультета ветеринарной медицины. Кружок «Экология, гигиена и ветеринарно-санитарная экспертиза» (5 естественно-научный класс) | 14 | 12 | 14 |
Занятия на базе Омского государственного аграрного университета. Кафедра товароведения, стандартизации и управления качеством факультета зоотехники, товароведения, стандартизации и управления качеством. Кружок «Азбука качества» (5 естественно-научный класс) | 14 | 12 | |
Омский технический университет Кружок «Нефтяник» (7-2 класс) | 9 | ||
Омский областной медицинский колледж. Практические занятия по оказанию первой помощи (9 классы) | 12 | 15 |
— Участие учащихся гимназии в онлайн мероприятияхTry-a-skill в рамках фестиваля профессий «Билет в будущее» в 2020 году
2023 год:
— Призеры суперфинала Регионального интеллектуального экологического марафона «Эколог года».
— Пришкольный профориентационный пришкольный лагерь «Чудо град».
— Экологическая акция в рамках проекта «Зелёная среда» при поддержке завода «Полиом».
— Встреча с представителями АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в рамках программы «Школа-СУЗ/ВУЗ-Предприятие»
— Региональный форум «Экотрек»
2022 год:
2021 год
— Экоуроки в рамках волонтерского образовательного проекта «Время знать и делать» от работников ООО «Полиом». Проект реализуется в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» СИБУРа и в целом посвящен сокращению отходов.Ссылка на страницу проекта ВКонтакте https://vk.com/vzd_poliom
— 18 ноября 2021 года в нашей гимназии среди учащихся 7 классов проходила интеллектуальная игра «Экологическая история» в рамках Всероссийской программы экологического просвещения «Вторая жизнь пластика» (втораяжизньпластика.рф), разработанной Нефтехимической компанией «СИБУР Холдинг»
— 19 ноября 2021 года экологический отряд из учащихся 7-3 класса нашей гимназии посетил мастерскую «ECOlab» СиБАДУ, где принял участие в мастер-классе по переработке пластика.
— Региональный чемпионат WorldSkills Russia Juniors Компетенция «ЛАБОРАТОРНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» для возрастной категории ЮНИОРЫ от 14 до 16 лет — Кира Чурикова и Татьяна Николаевна Денисова.
— Профессиональные пробы 10 естественно — научного класса