БОУ г. Омска «Гимназия № 85» структурных не имеет.
Руководителей структурных подразделений нет.
Гимназию возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
Директор по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, подотчетен Учредителю. Директор несет ответственность перед учащимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом и Учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Уставом гимназии.
Трудовой коллектив вправе участвовать в выработке и принятии решений, касающихся деятельности гимназии, в соответствии с коллективным договором и иными локальными нормативными актами.
В Учреждении действуют следующие формы самоуправления:
1) общее собрание Учреждения;
2) Совет Учреждения;
3) педагогический совет;
4) попечительский совет;
5) общешкольный родительский комитет.
Порядок выбора, состава, деятельности и полномочий органов самоуправления гимназии определяется Уставом и положениями о них, утвержденными директором гимназии в соответствии с законодательством.
Общее собрание принимает решения по вопросам, отнесенным к компетенции, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции директора, Совета Учреждения, педагогического совета и иных органов самоуправления гимназии.
Общее руководство Учреждением осуществляет выборный представительный орган – Совет Учреждения, состоящий из 13 членов в следующем составе:
— представителей педагогического коллектива – 3 человека;
— представителей родителей (законных представителей) обучающихся – 6 человек;
— представители обучающихся – 3 человека;
— директор (по должности).
Совет Учреждения избирается на общей конференции, в которой участвуют представители педагогического коллектива, представители родителей, избираемые по норме представительства – по 2 человека от каждого класса.
Конференция созывается по решению Совета Учреждения или директором один раз в два года.
Конференция избирает (переизбирает) Совет Учреждения на 2 года, заслушивает отчеты Совета Учреждения и директора Учреждения.
Совет Учреждения:
1) согласовывает план развития;
2) разрабатывает Устав, изменения и дополнения к нему;
3) разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений в учредительные документы;
4) рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, определяет направления использования бюджетных и внебюджетных средств;
5) согласовывает годовой график работы;
6) заслушивает отчеты о работе директора, его заместителей;
7) разрабатывает локальные акты;
8) принимает решения по другим вопросам деятельности, не отнесенным к исключительной компетенции директора или Учредителя в соответствии с Уставом гимназии.
Заседания Совета Учреждения созываются не менее 2-х раз в год. Внеочередные заседания в случаях, не терпящих отлагательства, созываются директором, Учредителем или по требованию не менее трех членов Совета Учреждения.
Решения Совета Учреждения считаются принятыми, если на его заседании присутствовало не менее 2/3 членов Совета Учреждения, и за его решение голосовало более половины членов Совета Учреждения от списочного состава. Решения Совета Учреждения оформляются протоколом, который хранится в делах гимназии.
Для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы создается педагогический совет.
Основными задачами педагогического совета является:
1) объединение усилий педагогического коллектива на повышение уровня образовательной работы;
2) внедрение в практику работы достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.
6.16. Педагогический совет:
1) обсуждает план работы гимназии;
2) обсуждает направление образовательной деятельности;
3) отбирает и утверждает образовательные программы для использования в гимназии;
4) рассматривает вопросы содержания, формы и методы образовательного процесса, планирование образовательной деятельности;
5) рассматривает сообщения о состоянии санитарно-гигиенического режима в Учреждении, здоровья детей и другие вопросы деятельности гимназии.
6.17. Педагогический совет принимает решения:
1) о переводе учащихся в следующий класс;
2) о формах продолжения обучения детей, не освоивших программу учебного года на уровне среднего общего образования;
3) о допуске учащихся к итоговой аттестации при завершении обучения на уровне основного общего и среднего общего образования;
4) о выдаче документа государственного образца о достижении определенного образовательного уровня;
5) об отчислении учащихся из гимназии;
6) о создании кружков, студий и других объединений учащихся;
Решения педагогического совета носят рекомендательный характер и реализуются приказами директора.
При педагогическом совете создаются методические объединения, кафедры, творческие и проблемные группы, малые педагогические советы, которые организуют работу по повышению квалификации и подотчетны педагогическому совету.
В гимназии могут создаваться на добровольной основе ученические объединения, организации, члены которых допускаются к участию в заседаниях органов управления при обсуждении вопросов, касающихся прав и интересов учащихся.
В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы родителей, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления в гимназии может создаваться общешкольный родительский комитет и попечительский совет.
Задачами общешкольного родительского комитета и попечительского совета являются:
- содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития гимназии;
- содействие организации и улучшению условий труда педагогических и других работников;
- содействие организации и проведению массовых мероприятий;
- содействие совершенствованию материально-технической базы, благоустройству его помещений и территории гимназии;
- обеспечение единства педагогических требований к учащимся;
- оказание помощи в обучении детей.
Задачи, порядок формирования и деятельности вышеназванных органов регламентируется Положением, принимаемым Советом Учреждения и утверждаемым директором.
Согласно разработанной и реализуемой Программе развития гимназии одним из ожидаемых результатов является создание надежной и востребованной системы управления качеством образовательного процесса. И как следствие — выход на такое качество процесса, которое позволит выпускникам гимназии приобрести реальные предпосылки к социальной успешности.
К базовым принципам управления качеством относятся:
— динамичное руководство;
— создание продукта высшего качества;
— непрерывное улучшение результатов.
Реализуя принцип динамичного руководства, администрация гимназии :
— мотивирует сотрудников таким образом, чтобы они стремились к достижению целей организации;
— демонстрирует всем участникам образовательного процесса, что объединение усилий может принести безграничную выгоду;
— поддерживает учителей и руководителей различных звеньев управления, принимающих на себя риски серьезных изменений.
Реализуя принцип создания продукта и услуги высшего качества, педагогический коллектив гимназии исходит из того, что усвоение основных навыков и знаний — лишь базовая линия резюме выпускника. В связи с постоянным изменением требований к работнику обучение не может заканчиваться в 17-25 лет. Оно должно длиться в течение всей жизни человека. Ученикам необходимо знать принципы работы в коллективе, уметь измерять степень успеха в достижении своих целей и создавать методики для преодоления препятствий.
Реализуя принцип непрерывного улучшения результатов, коллектив гимназии понимает, что ключевая опасность, стоящая на пути развития, — привычка к успеху. Она основана исключительно на внешних признаках успеха (высоком спросе на места в гимназии, регулярных победах учащихся на олимпиадах, общественном признании и т. п.), это неизбежно приводит к застою, а затем и к стагнации. Именно поэтому важно иметь количественные измерения качества результатов. Постоянное измерение результатов и оценка степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса определяют степень преуспевания гимназии.
Гимназии необходимо реализовывать модель государственно – общественного управления при изменении правового положения бюджетного учреждения для функционирования на основе рыночных принципов и механизмов финансового обеспечения и в рамках проектной деятельности.
Гимназия стремится создать многоуровневую структуру управления реализации программы развития:
Первый уровень – коллегиальные органы директор гимназии, управляющий совет гимназии, общегимназическая конференция с равным представительством учителей, родителей, обучающихся, попечительский совет.
Второй уровень – администрация гимназии, педагогический совет, координационный методический совет с функциями маркетингового отдела, руководители проектов, творческих групп.
Последующие уровни – проектные группы, заказчики образовательных услуг, предметные кафедры, органы ученического самоуправления.
Нам представляется оптимальным организовать управление на основе матричной формы организации. Структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю, функциональной службы, представляющей персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта, наделенного полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством (Приложение).
Эта организационная форма основана на разделении полномочий между руководящими силами линейной организации и руководителем проекта. Последний имеет право отдаватьраспоряжения лишь в рамках работы над проектом и, к примеру, не выносит (или же не выносит самостоятельно) кадровых решений.
Недостаток: руководителю проекта приходится искать общий язык с сотрудниками, которых он не отбирал.
Признаки:
— члены проекта остаются сотрудниками своих подразделений и во время проектной работы дисциплинарно подчинены своим руководителям;
— управленческие права руководителя проекта ограничиваются непосредственной работой над проектом.
Преимущества:
Четкое разделение полномочий руководства проекта, гибкая система, все сотрудники задействованы.
Риски:
Сотрудники поставлены в положение слуг двух господ, может быть недостаточной идентификация проекта, между подразделениями предприятия и проектом может возникнуть борьба за ресурсы.
Проектная команда сохраняется до завершения работы над проектом, при необходимости состав может меняться.
Состав команды:
- руководитель проекта;
- сотрудники проекта постоянные;
- сотрудники проекта на условиях частичной занятости на определенном этапе проекта;
- эксперты и консультанты, которые привлекаются в единичных случаях.
Гимназия и внешние эксперты осуществляют мониторинговое исследование по всем направлением программы развития, осуществляют корректировку. Порядок мониторинга хода и результатов определен планом действий по реализации программы развития и осуществляется с использованием таких форм, как итоговая и промежуточная аттестация выпускников основной и средней (полной) школы, анализ статистической отчетности, проблемных исследований, результаты педагогической диагностики, анализ уровня воспитанности обучающихся, результаты участия гимназистов в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Основной механизм реализации инновационной идеи развития гимназии – педагогические проекты разного статуса и продолжительности, сгруппированные в рамках направлений развития. Управление проектами осуществляется всеми участниками образовательного процесса.
Проектное управление отличается тем, что объединяет стратегическое, тактическое и финансовое планирование, оценку эффективности деятельности гимназии и прогнозирование ее развития в будущем.
Проектное управление гимназией основано на следующих принципах:
- Интеграция. Данный принцип предполагает интеграцию оценочно-аналитической функции управления с целеполаганием, а также с разработкой и реализацией стратегических и тактических проектов, принятием оперативных решений.
- Фокусировка. Несмотря на разнообразие и значительное количество проектов, реализуемых в рамках программы развития, проектное управление исходит их того, что все они работают для достижения единого стратегического приоритета – превращения гимназии в социокультурный центр, предоставляющий доступные качественные образовательные услуги. В своей деятельности гимназия использует ограниченный набор ключевых показателей результативности, фокусируется на приоритетных направлениях развития, осуществляет постоянный мониторинг результатов работы.
- Оперативность. Систематический контроль и анализ результатов реализации основных направлений и своевременное внесение необходимых корректив в проекты, планы и программы деятельности гимназии.
- Целевое использование технологических решений. Использование единой информационной системы, обеспечивающей оперативность и доступность информации для широкого круга заинтересованных лиц: администрации, педагогов, учащихся, родителей, органов управления образованием, социальных партнеров и т.д.
Ключевые процессы проектного управления
Процессы управления – это стратегические механизмы, с помощью которых гимназия реализует программу развития и осуществляет контроль над ее исполнением.
Процесс подготовки отчетности и процесс стратегического анализа взаимосвязаны, процессы формулировки проектных задач и анализа сценариев реализации проектов развития относятся к процессу управления развитием в целом.
Ключевые процессы управления определяют то, каким образом происходит взаимодействие между сотрудниками гимназии при реализации программы развития.
В проектное управление ходом реализации программы развития вовлечены три категории сотрудников:
- Руководство гимназии (директор, председатель Совета учреждения, глава Попечительского совета). Зона ответственности – формулировка целей и приоритетов развития учреждения в целом и постановка задач.
- Администрация (заместители директора), руководители кафедр, руководители проектов. Они ответственны за определение и исполнение проектных задач, разработку тактических планов реализации проектов.
- Педагоги гимназии, структуры ученического самоуправления, другие проектные команды (НОУ, библиотека, коллектив столовой и т.д.). Их работа заключается в реализации проектов развития, осуществление текущей деятельности, внесение корректив и предложений, оперативных изменений в проектную деятельность.
Ключевые процессы проектного управления и их результаты
Процесс управления | Исходные данные | Результат |
Формулировка стратегии развития гимназии | Цели и миссия гимназии
Результаты проблемно-ориентированного анализа |
Определение основных целей и направлений развития гимназии |
Определение сценариев развития | Различные варианты сценариев развития | SWOT-анализ, финансовый план |
Разработка «веера» проектов развития | Стратегический план деятельности по направлениям | Прогнозы результатов, формирование проектных команд, разработка проектов |
Передача информации | Информация для всех заинтересованных сторон (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров и т.д.) о приоритетах развития гимназии | Проведение педсоветов, совещаний, родительских конференций, информирование через сайт, публикации и т.д. |
Мониторинг | Текущие итоги деятельности. Изменения внешней ситуации
пересмотр тактического плана |
План действие гимназии в ходе реализации проектов с учетом отклонений реальной ситуации от запланированной |
Прогноз | Текущие итоги работы по проектам | Поправки в реализуемых гимназией проектах (в случае необходимости) |
Отчет – анализ | Итоги работы над программой развития в целом | Анализ итогов работы гимназии по программе развития |
Таким образом, управление осуществляется дифференцировано на основе распределения функций и полномочий. Причем, управление внутри проектов подчинено правилу – каждый участник образовательного процесса может выступить в роли руководителя при разработке и реализации проекта.